Русский мир в условиях новой геополитической реальности

В рамках проекта «Русская политология — пространство для диалога» редакция нашего журнала публикует интервью с Сергеем Вячеславовичем Перевезенцевым, доктором исторических наук, профессором кафедры истории социально-политических учений факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Основная тема интервью — Русский мир в условиях новой геополитической реальности.

Андрей Горохов, главный редактор журнала «Русская политология — Russian Political Science»:
Прежде чем обратиться к идеям и ценностям Русского мира, хотел бы поинтересоваться Вашим видением современного идейного состояния российского государства и общества. Какие идеи и ценности господствуют сегодня в России?

С.В. Перевезенцев: Необходимо честно признать, что за 30 лет в России сложилось крайне противоречивое социально-экономическое и социально-политическое устройство. Столь же противоречиво и идейно-политическое состояние современного российского общества. Идейно-политическое противоречие содержится уже в Конституции РФ: п. 1 и 2 статьи 13 Конституции РФ утверждают, что «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие»; ст. 2 декларирует как главный совершенно определенный либеральный идеологический принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а дополнения, внесенные в Конституцию РФ в 2020 г., носят явно консервативный характер.
Идеологическое расслоение характерно и для всего российского общества. Это стало особенно заметно в последние годы, когда в государственных структурах и СМИ началась идеологическая кампания по вытеснению т.н. «западных ценностей». Противоречие заключается уже в том, что их насаждали эти же государственные структуры и СМИ все последние тридцать лет и, честно говоря, продолжают насаждать до сих пор. В результате растет уже третье поколение россиян, для которых «западные ценности» — смысл жизни. Более того, приверженцы либерального курса развития страны составляет весомую часть сотрудников государственных учреждений, органов образования всех уровней, деятелей культуры, СМИ и т.д. Одновременно в обществе, особенно в молодежной среде, распространяются левые и откровенно левацкие настроения. И это притом, что в целом в российском обществе уверенно растут консервативно-патриотические настроения, о чем свидетельствует множество фактов: голосование на внесении поправок в Конституцию РФ, социологические опросы, в том числе заметный рост доверия президенту В.В. Путину после начала специальной военной операции на Украине. Так, по данным ВЦИОМ, показатель одобрения деятельности Президента на 28 августа 2022 г. составил 78,1 %, а на прямой вопрос о доверии Владимиру Путину положительно ответили 81,1 % респондентов.
Сейчас совершенно очевидно, что сложившееся в России общественное устройство и отсутствие внятной идеологии не отвечают задачам сегодняшнего и будущего времени. Главная проблема заключается в осмыслении перспектив дальнейшего развития России как центра Русского мира, представляющего собой совокупность территорий и народов, объединенных одной культурой, одним языком, одной верой, единой историей, тесно связанных экономически и т.д.

А. Горохов: Сегодня мы наблюдаем высочайший уровень русофобии, особенно в европейских странах. Такого не было ни в советское время, ни в период Российской империи. Меня, честно говоря, шокируют некоторые заявления представителей западной общественности. К примеру, бывший президент Польши, лауреат Нобелевской премии мира Лех Валенса заявил, что население России необходимо сократить до 50 млн человек. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий пошел еще дальше, призвав уничтожить весь Русский мир, который определил как чудовищную новую идеологию, представляющую смертельную угрозу для всей Европы.
И такие заявления, как мне представляется, — это не реакция на специальную военную операцию на Украине. Это реакция на Россию и русскую культуру, которые пытаются отстоять свое право на существование. По большому счету Россия сегодня — это последняя страна в Европе, которая заявляет о необходимости сохранения традиционных ценностей. Поэтому русофобия — это квинтэссенция ненависти к традиции, к исторической памяти, к религиозности, к традиционным ценностям. Русофобия — это идеология вражды и уничтожения всего русского и России как государства и цивилизации. Что может предложить Русский мир в такой ситуации? Какую идею, какие ценности, какую идеологию Русский мир несет сегодня остальному миру? И что такое Русский мир сегодня? И русский — это кто сегодня?

С.В. Перевезенцев: Русофобия, т. е. страх перед Россией и русским народом, и, как следствие, неприятие русской культуры, обычаев, веры, даже русских бытовых привычек, страстное желание уничтожить все русское — давняя западноевропейская традиция, возникшая еще во второй половине XVI века. Кстати, более всего в этой ненависти ко всему русскому тогда, да и потом, преуспели поляки.
Но ведь и в нашей стране, особенно в советские времена, совсем не приветствовалось упоминание о русском, впрочем, и в 90-е гг. прошлого, XX века, все, кто говорили и писали о русском в положительном ключе в официальном общественном дискурсе считались чуть ли не маргиналами.
Однако события последних нескольких лет, начавшиеся с «Русской весны» и возвращения Крыма «в родную гавань», свидетельствуют о том, что история российской цивилизации, образно именуемой Русским миром, еще далеко не закончена, а, наоборот, только начинает выходить на новый уровень, приобретать новый, по сути дела, вселенский масштаб. Конечно, и сегодня, и завтра всех нас ждут нелегкие времена.
В этих условиях крайне важным становится идеологическое осмысление окружающей нас реальности, т.е. формулирование цели и смысла исторического развития нашей страны и всего мира. Иначе говоря, какой образ будущего может предложить Россия своим соратникам и партнерам?
Русский мир — это многоцветие народов, сплоченных русским народом в общей исторической судьбе, решающих общие исторические задачи, сохраняющих при этом свои традиционные культуры и религии.
Основа Русского мира — восточнославянская православная цивилизация в ее духовно-политических и культурно-исторических границах.
Ядро и центр Русского мира — Россия, которая объединяет в себе и вокруг себя многие народы и государства, принадлежащие к различным религиям и культурам.
Русские — цивилизационно- и государствообразующий народ, сплотивший все народы Русского мира в решении общих исторических задач. И это признание цивилизационно-образующей роли русского народа вовсе не есть признание каких-то особых прав русских, как частенько пытаются об этом говорить. Наоборот, это признание особых обязанностей русского народа, согласие с особой его ответственностью в деле созидания многонародного Русского мира, жертвенное служение русского народа общему благу.
В основу определения понятия «русский» предлагается положить определение русской идентичности, содержащееся в «Декларации русской идентичности», которое было принято в 2014 г. на ХVIII Всемирном русском народном соборе (https://vrns.ru/documents/deklaratsiya-russkoy-identichnosti/). Дополненное с точки зрения методологии «русского хранительства», определение русской идентичности может звучать следующим образом:
Русский — это человек, являющийся представителем русского этноса, а также всякий, считающий себя русским и не имеющий иных этнических предпочтений;
говорящий и думающий на русском языке;
признающий православное христианство основой национальной духовной культуры;
ощущающий солидарность с исторической судьбой русского народа;
любящий свое Отечество, понимающий ответственность за судьбу своей Родины.
Естественно, за время столь длительного исторического существования были сформулированы базисные традиционные ценности Русского мира. Напомню, базисные традиционные ценности — это ценности, выработанные в результате многовекового исторического и духовно-политического развития народа в сложившихся природно-климатических, географических, конкретно-исторических, духовно-нравственных и социально-политических условиях и являющиеся непременным фактором формирования общенациональной и политической идентичности народа.
С точки зрения методологии «русского хранительства» целесообразно выделить группу духовно-политических ценностей, ведь в истории Русского мира значимость социальных и политических идей на протяжении длительного исторического времени определялась и до сих пор определяется их духовным содержанием, тем, насколько они способствуют реализации в социально-политической практике религиозных, духовных идеалов. В группу этих ценностей Русского мира следует включить важнейшие для общенационального сознания понятия, такие как (расположены в алфавитном порядке, а не по значимости):
вера (духовность), государство, достоинство, единая история, жизнь, знание, культура, личность, милосердие, мир, народовластие, национальные традиции, нравственность, Отечество (Родина), русский язык, самоограничение, свобода, семья, справедливость, трудолюбие, честность.

А. Горохов: Вы несколько раз упомянули о «русском хранительстве». Вероятно, Вы имеете в виду определенное направление в русском консерватизме? Или «русское хранительство» и есть русский консерватизм? Расскажите, об этом, пожалуйста, подробнее.

С.В. Перевезенцев: Напомню, что консерватизм — это учение, которое стремится обеспечить устойчивость общества и государства, внутреннюю защиту государственного и общественного организма от разрушительных тенденций, творческий поиск новых путей развития, не противоречащих традиционным ценностям и смыслам. В консерватизме главное — не насаждение унифицированных правил существования и мысли (как в либерализме или коммунизме), но «хранительство» жизни во всем ее многообразии, во всех ее проявлениях. Как писал в XIX в. известный русский литературный критик Н.Н. Страхов, «чтобы ничего не переносить, ничему не подражать, а все развивать из того, что есть, и не разрушая того, что есть», и, если несколько перефразировать слова русского мыслителя XIX в. К.Н. Леонтьева, сохранить мир в состоянии «цветущей сложности».
Поэтому можно и нужно говорить не просто о «консерватизме», а о «русском хранительстве». Эта концепция была предложена заведующим кафедрой русской философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктором философских наук, профессором М.А. Маслиным, разрабатывается на кафедре истории социально-политических учений факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова (Хранители России. Антология. — Т. 1–6 / Под ред. С.В. Перевезенцева и А.А. Ширинянца. — М., 2016–2018; Перевезенцев С.В. Очерки истории русского хранительства: Монография / С.В. Перевезенцев, А.А. Ширинянц. — Ч. I. — М.: Издательство Московского университета, 2021. — 352 с.). Как представляется, термином «русское хранительство» можно именовать столь необходимый сегодня нашей стране «новый консерватизм» («разумный консерватизм», «здоровый консерватизм» и др.).
Методология «русского хранительства» дает широкие возможности для сохранения этнического и национального многообразия и свободного выбора народами собственного пути развития. «Хранительный» подход, в противовес либеральным принципам универсализма и индивидуализма, в общих чертах можно свести к следующим положениям:
• признание традиционной религии духовным фундаментом общества;
• предпочтение традиционных форм общественно-политического развития абстрактным универсальным схемам;
• признание значимой роли государства в развитии общества;
• признание традиции важнейшим источником формального права;
• признание приоритета общности над индивидом;
• отстаивание цивилизационной самобытности своего народа (группы народов, близких по своим традициям);
• признание права на свободное историческое развитие любого народа или цивилизации;
• признание идеала свободной, нравственно ответственной перед обществом личности.

А. Горохов: Спасибо большое, Сергей Вячеславович. Хранительство — это, вероятно, более точное определение для русской консервативной мысли. Да, и в истории русской мысли можно найти различные примеры, когда философы, публицисты, исследователи пытаются изменить коннотацию понятия «консерватизм». И это предпринималось через добавления определенных прилагательных к консерватизму: «настоящий консерватизм» у Николая Александровича Бердяева, «здоровый консерватизм» у Николая Онуфриевича Лосского, «истинный консерватизм» у Дмитрия Ивановича Ромашкова и т.д. Это не случайно, так как консерватизм на обыденном уровне не всегда воспринимается как идеология развития. И хранительство может решить это противоречие тем, что предполагает, наверное, наличие определенных идей и ценностей, которые необходимо хранить и развивать во времени. В связи с этим у меня следующий вопрос: если идейными истоками взять «русское хранительство», то как можно представить идеологию Русского мира, будущего Русского мира?

С.В. Перевезенцев: Идеологию будущего Русского мира нельзя строить на основе «отрицания, удаления, отмены, прекращения, устранения чего-либо или обратного действия». Всякая идеология будущего может строиться только на созидании, на устроении нового, лучшего, на стремлении к идеалу. Именно поэтому предлагается программу устроения (или идеологию) нового Русского мира назвать «Русское созидание». Идейную основу программы «Русское созидание» могут составить 10 базисных принципов.
1. Мир — это совокупность различных цивилизаций. Важнейшая задача — необходимость сохранения разнообразия мира, как «цветущей сложности», т.е. как сложной системы, ведь только сложные системы способны не просто к выживанию, но и к самовоспроизводству, к приспосабливанию к новым жизненным условиям.
2. Развитие Русского мира в XXI в. должно строиться на основе традиционных идеалов, ценностей и религий. Опора на базисные традиционные ценности народов Русского мира обеспечивает государству и обществу собственный ответ на любые глобальные вызовы, что становится важнейшим условием непрерывности и стабильности дальнейшего исторического развития.
3. Духовное оздоровление общества — важнейший способ возрождения и развития Русского мира. Основу духовного, государственного и культурного бытия народов Русского мира составляют их традиционные религии (ислам, буддизм, иудаизм, католицизм, различные направления протестантизма), но в первую очередь православие, как религия большинства населения, как неотъемлемая часть истории и современности, политики и экономики, культуры и образования, важнейшая компонента национальной идеологии и психологии.
4. Русские — это цивилизационно- и государствообразующий народ среди других народов, сплотивший все народы Русского мира в решении общих исторических задач.
5. Любовь к своему Отечеству, служение Отечеству, благоденствие и свобода Отечества — непреходящие ценности, сформированные в сознании народов Русского мира многовековой совместной историей, неотъемлемые части общенационального сознания. Для русского на рода единое для многих народов и свободное Отечество — это земное воплощение идеала Святой Руси.
6. Идеал свободной, нравственно ответственной личности — несомненная ценность, выработанная в ходе исторического развития Русского мира. В русском понимании истинно свободной личностью может считаться лишь та, которая понимает пределы своей свободы, т.е. свобода начинается только тогда, когда человек знает о существовании очень жестких границ, которые он не имеет права переступать.
7. Русский мир — это общество социальной справедливости для всех его членов, для всех народов, объединенных государственными, духовными и культурными границами. Неукоснительное и строжайшее соблюдение принципа социальной справедливости — важнейшее условие для преумножения духовных и материальных ценностей, которые обеспечат существование последующих поколений.
8. Принцип достаточного потребления, т.е. осознанного ограничения потребительских потребностей, основанного на традиционных религиозных и нравственных ценностях, и отказ от потребительского отношения к ближним и к окружающему миру. Человек не может существовать без потребления, но оно не может быть смыслом его жизни. Модель развития общества потребления исчерпывает себя. Принцип достаточного потребления — это русский ответ навязываемой миру т.н. зеленой повестке.
9. Цель Российского государства — обеспечение духовного и материального становления общества, преумножение народа, обеспечение принципов социальной справедливости и возможности дальнейшего развития страны. Государство должно поставить во главу угла национальные интересы как во внутренней, так и во внешней политике. Создание истинно народного государства, объединение усилий развитой системы самоуправления и центральной государственной власти в решении общих национальных задач.
10. «Большая семья» — ведущий национальный проект Российского государства, который должен стать способом решения главной проблемы современного Русского мира — вымирание населения. Возвращение к традиционной многодетной семье, установление духовного единства детей и родителей, возвращение семье ее подлинного смысла и назначения, утверждение родителей и детей в нравственных ценностях, удовлетворение их духовных и материальных потребностей.

А. Горохов: Как Вы в дальнейшем видите концептуализацию идеологии Русского мира?

С.В. Перевезенцев: На основе идейного наследия Русского мира необходимо подготовить национальную программу «Русское созидание» (возможные именования: «Русский век», «Русская эпоха»). Идейное наследие традиционного Русского мира поможет нам выстоять в начавшейся борьбе за установление нового миропорядка. Выстоять, победить и начать свой, русский путь к созиданию нового благодатного общества, в котором всем людям, всем народам найдется свое достойное место.

А. Горохов: Спасибо большое, Сергей Вячеславович за откровенный разговор, за Ваш созидательный труд и осмысление Русского мира!

admin