К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Аннотация
В статье предпринимается попытка определить теоретико-методологические основания разработки системы показателей достижения целей государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Авторы предлагают принципиальную схему операционализации традиционных ценностей, варианты группировки традиционных ценностей, а также ставят проблему методологических ограничений возможности измерения распространения традиционных ценностей в обществе, проистекающую из сложности, многосоставности и многоуровневости объекта исследования. В качестве инструмента решения указанной проблемы авторы предлагают разработать комплекс «Паспортов традиционной ценностей» и намечают их типовую структуру.
Ключевые слова: Традиционные ценности, методология измерения традиционных ценностей, операционализация традиционных ценностей, национальные интересы, национальная безопасность.
Авторы
Градосельская Галина Витальевна
Кандидат социологических наук, научный руководитель Института Сетевого Анализа
Волобуев Сергей Григорьевич
Старший научный сотрудник Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева
(Москва, Россия)
Шашкин Павел Александрович
Кандидат философских наук, старший научный сотрудник
Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева
(Москва, Россия)
Рудаков Александр Борисович
Кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева
(Москва, Россия)
Постановка вопроса
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (далее – Основы) Правительство Российской Федерации утвердило 1 июля 2024 года План мероприятий по реализации в 2024-2026 годах Основ [6].
Указанный План предусматривает среди мероприятий по совершенствованию и развитию законодательства Российской Федерации в сфере сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей разработку и утверждение системы показателей достижения целей государственной политики в данной сфере.
Согласно Основам, эффективность государственной политики подразумевает достижение содержательных целей государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей:
а) сохранение и укрепление традиционных ценностей, обеспечение их передачи от поколения к поколению;
б) противодействие распространению деструктивной идеологии;
в) формирование на международной арене образа Российского государства как хранителя и защитника традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей (Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [5].
Также, согласно Основам, мониторинг достижения целей государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей требует разработки соответствующей системы показателей, основанных на следующих данных:
а) официальная статистическая информация;
б) итоги социологических исследований;
в) результаты мониторинга проблемных ситуаций, связанных с сохранением и укреплением традиционных ценностей (по субъектам Российской Федерации и сферам ответственности органов публичной власти).
Очевидно, что проектное содержание вышеуказанного мероприятия Плана: «разработка и утверждение системы показателей достижения целей государственной политики», — следует понимать в контексте требований Основ.
Безусловно, что защита и распространение традиционных ценностей в стране – это управленческая задача, на реализацию которой затрачиваются значительные организационные и финансовые усилия. Оценить эффективность этих усилий можно только в том случае, если есть однозначное определение задачи и измеримые количественные характеристики. Изменения количественных характеристик показывают степень позитивного или негативного влияния как со стороны государственного управления, так и со стороны деструктивных акторов.
Однако на данный момент в нашей стране нет единого подхода к теоретическому обоснованию, определению, целеполаганию использования концепции традиционных ценностей для нужд государственного управления, отсутствуют примеры взаимоувязанной теоретико-методологической рефлексии понятия традиционных ценностей, что затрудняет процесс их операционализации.
Четкое теоретическое определение традиционных ценностей и их характеристик дает выход на операционализацию, то есть переход к измеримым количественным показателям.
Операционализация традиционных ценностей — это сложная методологическая процедура, которая имеет несколько целевых направлений и этапов реализации [2]. В процессе разработки методологии помимо инструментального уровня должны будут затронуты теоретический и прикладной уровни исследования.
Принципиальная схема операционализации традиционных ценностей
Ниже, на рисунке 1, показана принципиальная схема операционализации традиционных ценностей.
Прежде чем спуститься на детальный уровень измерения каждой ценности, необходимо отметить три верхнеуровневых интегральных показателя [3]. Их необходимо рассматривать в динамике – от показателей «на входе» (реализуемые в виде мероприятий управленческие решения) к целевым показателям «на выходе» (имманентное присутствие традиционных ценностей в обществе).
Объектом исследования является все население России – как объект воздействия государственной политики, совокупность целевых аудиторий мероприятий.
Предметом исследования являются традиционные ценности, которые поддерживаются населением России, а также факторы, которые способствуют их усилению.
Ключевым свойством (интегральным показателем) объекта исследования является (1) «Сохранение национальной и культурной идентичности российских граждан, самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации)».
Поскольку управленческое воздействие, реализация соответствующих мероприятий имеют ценностную направленность, второй интегральный показатель должен оценить (2) «Соответствие управленческих решений, принимаемых в рамках стратегического планирования, целям и задачам государственной культурной политики, задачам защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти».
Итогом реализуемых мероприятий должен стать показатель (3) «Соответствие уровня культурного развития граждан задачам защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти».
После определения высокоуровневых интегральных показателей, фокусирующихся на динамическом процессе внедрения традиционных ценностей в ткань государства и общества, можно переходить к операционализации понятий, что в свою очередь дает возможность разработки количественных и качественных показателей для их измерения.
Рисунок 1. Принципиальная схема операционализации традиционных ценностей.
В центре схемы находится главный фокус распространения традиционных ценностей – все население России. Именно от того, насколько широко будут распространены традиционные ценности среди населения, насколько они будут укоренены (в смысле «embeddedness» К. Поланьи [1], перенесенная в культурологическую плоскость), зависит долгосрочное сохранение ценностей и их межпоколенческая преемственность.
Население находится в фокусе целей государственной политики по укреплению традиционных ценностей. Помимо очевидной цели сохранения и укрепления традиционных ценностей, целями государственной политики являются:
(б) противодействие распространению деструктивной идеологии; Содержательно это означает устойчивость населения, государственных и социальных институтов к внешним негативным воздействиям, способность распознать деструктивные влияния и способность противостоять им. В идеале – способность обращать деструктивную активность в противоположную сторону;
С точки зрения измерения это означает, что характеристики традиционных ценностей не меняются, не ухудшаются, а возможно, и растут.
(в) формирование на международной арене образа Российского государства как хранителя и защитника традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей;
Содержательно это означает устойчивую ассоциацию образа России с традиционными ценностями народов мира, популяризацию и сближение образа России с образами других дружественных стран.
С точки зрения измерения это означает, что есть устойчивое понятие «образ России» через ассоциативный ряд токенов (речевых маркеров). Разработаны специальные процедуры для измерения характеристик информационного пространства: тематическое моделирование (topic modelling), анализ семантических сетей, и пр.
Процессы распространения традиционных ценностей также являются объектом управления, которое реализуется через ряд мероприятий федеральными органами исполнительной власти (ФОИВами), институтами гражданского общества и пр.
Для оценки эффективности реализации этих мероприятий также необходимо провести операционализацию традиционных ценностей, во-первых, чтобы можно было целевым образом воздействовать на сущностные характеристики целевых аудиторий, во-вторых, чтобы оценить изменения в целевых аудиториях до и после реализации комплекса мероприятий.
Над объектом исследования «Население РФ» находятся так называемые «объективные обстоятельства», которые характеризуют внешние условия, не зависящие напрямую от субъективных пожеланий и устремлений населения, но прямо или опосредованно влияющие на реализацию традиционных ценностей. Так, на распространение традиционных ценностей могут влиять как субъективные, так и объективные обстоятельства. Например, на реализацию и распространение такой ценности, как «крепкая семья», помимо желания акторов, влияют такие объективные факторы, как «экономическая активность и конкуренция» и «медицинские показания».
Фактор «медицинские показания» заключаются в том, что далеко не все пары, которые хотят иметь детей, могут их иметь по объективным медицинским причинам.
Фактор «экономическая активность и конкуренция» заключается в том, что для эффективной экономической эксплуатации работающих акторов наличие большой семьи объективно является скорее препятствием. Индустриальное развитие экономики приводит к нуклеаризации семей и атомизации акторов. Проблема создания семьи и рождения ребенка выражается не только в финансовых тратах, но и во временных тратах, а также потенциальному отставанию в социальной конкуренции и сегментации, которая организуется со стороны институтов образования и воспитания. Если семья не может уделить должного внимания преодолению этих барьеров, дети так и останутся в низшей социальной категории.
Поэтому, помимо субъективных показателей, операционализация традиционных ценностей должна содержать и объективную статистическую информацию. Часть этой информации уже собирается различными ФОИВами и исследовательскими центрами (социологическими и профильными). Формулирование других необходимых показателей является задачей данной методологической разработки.
Слева на схеме показан список традиционных ценностей, которые имеют ряд сходств содержательного или измерительного, операционального характера. Для простоты измерения, изучения и дальнейшего использования в управленческих целях, целях противодействия деструктивным воздействиям, традиционные ценности лучше группировать.
Группировка традиционных ценностей
Первым шагом операционализации традиционных ценностей является их группировка.
Можно предложить 3 вида группировок: по теоретическому основанию, по сходству измеряемых показателей, по социально-психологическим установкам населения.
С точки зрения теоретических подходов, ценности из перечня традиционных российских духовно-нравственных ценностей могут структурированы в рамках четырех идейно-ценностных комплексов, а также представляющих собой отдельную группу – социальных и гражданских идеалов.
- К антропологическим (личным) ценностям относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека.
- К социальным (коллективным) ценностям относятся: крепкая семья, созидательный труд, а также милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение, которые представляют собой близкие по смыслу понятия, историческая память и преемственность поколений.
- К гражданским (политическим) ценностям относятся: патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, единство народов России.
- В число идеалов входят: приоритет духовного над материальным, справедливость, гуманизм.
По сходству измеряемых показателей можно предложить следующие группировки:
- Базовая ценность, основа существования каждого индивида: Жизнь.
- Базовый социальный институт, обеспечивающий существование и воспроизводство общества: Крепкая семья.
- Экономическое основание благополучия общества: Созидательный труд.
- Юридические гарантии в общественных отношениях: Достоинство, Справедливость, Права и свободы человека.
- Доминирование нематериальных установок: Приоритет духовного над материальным, Высокие нравственные идеалы.
- Паттерны поведения: Милосердие, Гуманизм.
- Сплочение сообщества, упрочение его связей: Взаимопомощь Взаимоуважение, Коллективизм.
- Приоритет национальных интересов в социальной жизни: Патриотизм, Гражданственность, Служение Отечеству и ответственность за его судьбу.
- Базис государства, который включает следующие ценности: Историческая память и преемственность поколений, Единство народов России.
Важно отметить, что оба типа группировок не исключают и не противоречат друг другу.
В социально-психологической традиции измерения, которые развивались в социальных науках, на практике многократно был подтвержден подход, который основывается на том, что при ответах репондент строит свои суждения на ограниченном числе базовых установок (т. н. «факторов»). Так респонденту проще воспринимать окружающий мир. И также это основано на базовых свойствах – чертах характера и накопленном жизненном опыте респондента.
Поэтому потребуется ряд прикладных измерений, чтобы понять практические группировки ценностей в среде респондентов.
Сгруппироваться традиционные ценности в консолидированном сознании респондентов могут совершенно неожиданным образом, который можно будет проинтерпретировать только постфактум. Но изучать это сходство необходимо, поскольку это позволит более эффективно формировать и направлять мероприятия разного уровня по укреплению традиционных ценностей.
Методологические ограничения измерения распространения традиционных ценностей
Существует ряд методологических ограничений при операционализации традиционных ценностей, которые объективно затрудняют процесс измерения. Это необходимо понимать при проектировании методики измерения распространения традиционных ценностей.
Ниже методологические ограничения перечислены в порядке похождения исследовательских этапов.
Множество содержательных и функциональных целей. В работе с продвижением и сохранением традиционных ценностей задействованы множество акторов и организаций, преследующих разные цели. Такая разнородность сама по себе может быть фактором, затрудняющим продвижение традиционных ценностей. Консолидация их усилий позволит повысить эффективность проводимых мероприятий.
Множество разнородных источников данных и показателей. Для получения объемной картины о распространении и продвижении традиционных ценностей в обществе, необходимо обработать данные из разных источников – от государственных организаций, исследовательских центров, агрегаторов СМИ и социальных медиа и т.д.
Разнородные источники данных затрудняют их аккумулирование как с точки зрения организации сбора данных, так и с точки зрения агрегирования разнотипных данных (количественные, качественные показатели, неструктурированные данные и т.п.).
Множественные процедуры анализа данных. Для получения обоснованных выводов придется применять разные процедуры их анализа, количественные и качественные. Некоторые процедуры могут быть реализованы последовательно, некоторые – параллельно. Корректное сочетание этих процедур, объединение показателей и результатов расчетов составляет особое направление методологической рефлексии.
На преодоление этих ограничений также будет направлена разрабатываемая методология.
Формулирование анти-ценностей
С точки зрения противодействию деструктивным идеологиям, необходимо понимать, что они основываются на разрушении традиционных ценностей, формировании как новой нормы т.н. анти-ценностей. Например, в противовес крепкой семье формируется промискуитет, коллективизму –радикальный индивидуализм, эмпатии – социопатия.
Определение антиценностей, распознавание их продвижения во множестве современных социальных течений и идеологии, особенно экспортируемых из-за рубежа – является отдельным направлением по сохранению традиционных ценностей.
Помимо деструктивных воздействий извне государства, существует опасность доведения традиционных ценностей до их противоположностей. Например, абсолютизация свободы личности может иметь последствия, разрушительные для общества, равным образом – и крайние формы коллективизма.
Ниже будет описан важнейший методологический инструмент операционализации – паспорт традиционных ценностей. В него, помимо других показателей будет включен и раздел по анти-ценностям.
Паспорта традиционных ценностей
При проведении эмпирической части исследования важнейшее значение имеет разработка единого инструментария, аккумулирующего данные в общую структуру. В случае простого исследования, не обремененного таким количеством методологических ограничений и сложностей, которые описаны выше, таким инструментом была бы анкета и структура базы данных.
Но поскольку объект нашего исследования сложный, многосоставный и многоуровневый, требуется некий промежуточный инструмент, являющийся проводником между теоретической концептуализацией и прикладными характеристиками. Такой инструмент мы условно называем «Паспортом традиционных ценностей», он должен быть разработан для каждой из 17 ценностей, перечисленных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [4] и в Основах [5].
Разделы этого документа приведены ниже:
- Определение традиционной ценности. Дается определение данной традиционной ценности с точки зрения целеполагания.
- Теоретические основания опреационализации данной традиционной ценности. Здесь дается теоретическое обоснование ключевого определения, приведенное выше. Проводится литературный обзор, рассматриваются предыдущие или конкурирующие взгляды на данную традиционную ценность.
- 3. Анти-ценности. Дается определение анти-ценности по отношению к данной традиционной ценности, источники и причины их возникновения.
- Базовые эмпирические переменные и структура источников их получения. Здесь перечисляются все инструментальные переменные, их типология, из каких источников, организаций и с какой периодичностью их можно получить. Здесь же можно перечислить качественные и количественные переменные. Сходство по первичным данным из этого раздела и стало основанием второй группировки, предложенной разделом выше.
- Обобщенные индексы, характеризующие традиционную ценность. Сложно оперировать множеством показателей из пункта 3, поэтому можно заменить их на несколько ключевых индексов, обобщающих группы прикладных переменных.
- Организация мониторинга для измерения данной ценности. Сбор данных из разных источников и организаций, определение размеров выборки накладывает дополнительные требования к процедурам их сбора. Увязывание разнородных процедур в единый комплекс сбора данных позволяет организовать мониторинг по данной традиционной ценности.
- Рекомендации по результатам мониторинга. Помимо сбора данных и расчета количественных и качественных показателей необходимо предложить их сопровождающую интерпретацию. Особенно важно будет интерпретировать их изменения во времени.
Заполненные паспорта традиционных ценностей должны быть соотнесены с мероприятиями по продвижению традиционных ценностей в целевых аудиториях, проводимых различными государственными и негосударственными организациями. Желательно выявить целеполагание данных мероприятий, размер их финансирования, и соответственно – выйти на показатели их эффективности.
Заключение
Практичность хорошей теории справедлива и для точных, и для гуманитарных наук. Но в гуманитарных науках инкорпорирование концептов, имеющих стратегическое значение, в государственное управление часто заканчивается общественным обсуждением. При этом упускается из виду, что переход концептов из обсуждаемого в инструментальный статус возможен только в случае его развития – и теоретического, и методологического, и прикладного. Широта обсуждения концептов не может компенсировать недостаток научно-методологической глубины. Это, своего рода, гуманитарный «технологический» процесс, где нельзя пренебречь необходимыми интеллектуальными операциями.
Если мы хотим, чтобы концепты традиционных ценностей получили инструментальный статус, необходимо запустить механизм их глубокой теоретико-методологической рефлексии, осуществить «прошивку» от теоретического объекта до набора прикладных эмпирических переменных и процедур их анализа. Этим вопросам наш коллектив планирует посвятить ряд ближайших публикаций.
Литература
1 Радаев В.В. Экономико-социологическая альтернатива Карла Поланьи // Экономическая социология. – 2004. – Т.5. – №5. – С.20–34. (https://ecsoc.hse.ru/2004-5-5/26591541.html)
2. Татарова Г.Г., Бабич Н.С. Типологический анализ в социологии как диагностическая процедура. – М.: ФНИСЦ РАН, 2023. – 358 с. (https://www.fnisc.ru/publ.html?id=11982)
3. Шашкин П.А., Рудаков А.Б., Волобуев С.Г. Показатели эффективности государственной политики в области защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти [Электронное сетевое издание]. – М.: Институт Наследия, 2023. – 367 с. (http://elib.shpl.ru/ru/nodes/95669-shashkin-p-a-pokazateli-effektivnosti-gosudarstvennoy-politiki-v-oblasti-zaschity-traditsionnyh-rossiyskih-duhovno-nravstvennyh-tsennostey-kultury-i-istoricheskoy-pamyati-locale-nil-m-2023)
4. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351.
5. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // СЗ РФ. 2022. № 46. Ст. 7977.
6. Распоряжение Правительства РФ от 01.07.2024 № 1734-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2024 — 2026 годах Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // СЗ РФ. 2024. № 28. Ст. 4058.