15 января 2020 года Президент России Владимир Путин выступил с Посланием к Федеральному Собранию.
На церемонии присутствовали около 1300 человек: члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства, руководители Конституционного и Верховного судов, губернаторский корпус, председатели законодательных собраний субъектов Федерации, главы традиционных конфессий, общественные деятели, в том числе главы общественных палат регионов, руководители крупнейших средств массовой информации.
По итогам обращения 15 января Президент утвердил перечень поручений по реализации Послания. (Полный перечень размещен по данной ссылке:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582).
Ежегодно Послание обсуждается и экспертным сообществом. Многие политологии анализируют документ, озвученный Президентом, дают свой прогноз по дальнейшему развитию политической и социально-экономической ситуации в стране, а также рассматривают возможные инициативы государства на внешнеполитической арене в текущем году.
Участники Экспертного совета молодых политологов журнала «Русская политология – Russian political science» провели анализ Послания и высказали свое мнение.
Егор Дибров:
— В ходе Послания Федеральному Собранию Российской Федерации, президент России Владимир Путин сфокусировал внимание на наиболее важных и необходимых положениях, направленных на скорейшую реализацию потенциала граждан и страны, затрагивающих не только следующий год, но и ближайшие шесть лет развития государства.
Данное послание стало подтверждением ранее установленного курса в рамках модернизации внутриполитической системы страны, при этом оно имеет ряд крупных преобразований по многим позициям. Как и в прошлом году, акцент был сделан на социальной политике России, но в этом году данные шаги приобрели совершенно иные масштабы. Усиление темпов демографического роста, увеличение зарплат и мест для обучения наиболее необходимых для государства направлений, а именно в сфере образования и здравоохранения. Наращивание темпов развития экономики при помощи общенационального рывка для реализации проектов и стартапов любых масштабов при поддержке правительства всех уровней.
«Мы должны создать систему внутри себя живую, гибкую, легко и своевременно, главное, меняющуюся в связи с тем, что происходит в мире, вокруг нас, а главное, в связи с развитием самого российского общества», – заявил президент России Владимир Путин.
О подобных целях и задачах свидетельствуют преобразования в Конституции Российской Федерации, в которой будут закреплены положения об отсутствии иностранного гражданства членов правительства, стандарты МРОТ, а главное вопрос повышения уровня вовлеченности населения в политические реалии России и ответственности представителей федеральных властей, а именно Государственной Думы и Совета Федераций, за жизнь граждан и стабильность государства.
«Если взять бóльшую ответственность за формирование Правительства, это значит, взять на себя и бо́льшую ответственность за ту политику, которую это Правительство проводит», – об этом в ходе своей речи подчеркнул Владимир Путин.
Эти поправки адресованы как жителям страны, так и международному сообществу для того, чтобы показать, что желание, а главное возможность для поддержания суверенной демократии есть. Такими действиями Российская Федерация задаст новый уровень в демократизации страны став примером для всех государств.
В вопросе международной политики темой повестки дня стали региональные конфликты и их влияние на международное сообщество, роль ООН и клуба ядерных держав в удерживании мира от «пропасти» глобальной войны. Грань начала подобной войны была практически достигнута в свете последних событий в Ираке, где без весомых оснований, даже, по словам министра обороны США, 03.01.2020 американскими военными был убит иранский генерал Касем Сулеймани. Фактически США совершили террористический акт, так как данные действия были реализованы без соответствующих доказательств и согласования с ООН и носили политический характер.
В свою очередь, Российская Федерация готова работать над укреплением сотрудничества со всеми желающими, не угрожая и не навязывая свои позиции.
«Наши шаги по укреплению национальной безопасности были сделаны своевременно и в достаточном объёме. Впервые за всю историю существования ракетно-ядерного оружия, включая и советский период, и новейшее время, мы никого не догоняем, а наоборот, другим ведущим государствам мира ещё только предстоит создать оружие, которым уже обладает Россия», – отметил в ходе своего выступления В. Путин.
Также, стоит отметить, что по итогу Послания Федеральному Собранию ведущие международные СМИ заняли разные позиции, концентрируя внимание на различных аспектах, но особо выделяя свою заинтересованность на конституционных преобразованиях, экономике и внешней политике.
Американский телеканал CNBC сделал акцент на теме вооружения и усиления экономики, некоторые турецкие СМИ писали о предупреждениях В.Путина о возможной мировой войне, часть французской прессы сфокусировалось именно на крупномасштабных системных преобразованиях в стране. Все это дает понять, что, несмотря на санкции и антироссийскую риторику, которая зачастую исходит из-за давления США на другие страны, представители Европы и Ближнего Востока, в частности, понимают насколько и с какими темпами, особенно в последнее время, растет авторитет России на мировой арене. При помощи миротворчества и посредничества, Россия возвращается на позиции глобального игрока в роли сильного государства, нацеленного на усиление безопасности в мире, а не его уничтожении. Таким образом, можно понять, что в постбиполярном мире, начавшем существование в 1991 году, практически за три десятилетия сформировалась «триада», в которой несдержанность и вседозволенность «американской мечты» и ее сателлитов сталкивается с противодействием российско-китайского альянса на различных площадках, включая такие как ШОС и БРИКС.
«Вместе, сообща мы обязательно изменим жизнь к лучшему. Часто говорю это слово – «вместе», потому что Россия – это мы. Я имею в виду не тех, кто находится в этом зале, а всех граждан нашей страны, потому что верю: успех определяет наша добрая воля к созиданию, к развитию, к достижению самых смелых планов, наш труд во имя своей семьи, своих близких, детей, их будущего, а значит, ради величия России, ради достоинства её граждан», – подчеркнул президент.
Таким образом, начало ХХI века определяет исторические задачи, ответственность за реализацию которых лежит на каждом из граждан большой страны. Формируется понимание для всех уровней власти и подтверждается для каждого гражданина, то, что будущее России зависит только от нас.
Артур Аванесов:
— Послание Президента Федеральному Собранию в нынешнем году было особенным и вызвало некоторое удивление даже со стороны экспертного сообщества. Из речи В.В.Путина понятно, что Послание направлено на преодоление существующих проблем и возможны политических рисков в будущем.
Очевидно, что система, которая во многом держится на личном авторитете президента, войдет в состояние внутренней турбулентности, поэтому ее необходимо заранее подготовить к изменениям. В таких условиях можно предположить, что страна будет постепенно уходить от президентского доминирования. Если принимать во внимание этот факт, заявления в рамках Послания становятся ожидаемыми, однако мало кто мог предположить, что инициативы будут реализовываться за 4 года до выборов.
Идея об адаптации государственной системы в России на долгосрочную перспективу подтверждают и слова президента о повышении роли Конституционного суда и законодательной ветви власти. Данную ситуацию хорошо иллюстрирует сравнение с более ранними Посланиями. Проведя небольшой контент-анализ, можно отметить следующее: не считая приветствия, в послании 2016 г. главный законодательный орган нашей страны был упомянут 7 раз (включая упоминания каждой палаты); в 2017 г. – 6 раз; в 2018 г. – 0 раз; в 2019 г. – 4 раза; а в послании президента в 2020 г. этот показатель составляет 15 упоминаний. Такая же логика прослеживается в анализе упоминаний суда и судей: в 2016 г. – 8 раз, в 2017 – 1 раз, в 2018 – 2 раза, в 2019 – 3 раза, в 2020 – 10 раз. Конечно, эти цифры не раскрывают всей сути послания, но иллюстрируют тот факт, что президент желает сделать систему разделения властей более сбалансированной.
Еще одним основополагающим призывом президента является концентрация на внутренней политике государства. Большинство инициатив Послания касаются социальной, демографической, внутриэкономической ситуации, в то время как внешнеполитический блок включает лишь несколько общих фраз о военной мощи Российской Федерации, международной напряженности и открытости для международного сотрудничества. И в данном случае также целесообразно сравнить несколько Посланий: в 2016 г. президент начал выступление с ситуации в Сирии, упомянул регионы с угрозой терроризма и раскрыл позицию по ключевым внешнеполитическим вопросам; в 2017 г. большое внимание в Послании уделялось международным организациям; в 2018 г. огромная часть выступления описывала военную мощь страны, с подробными характеристиками вооружения, цифрами и в рамках противопоставления с США; в 2019 г. упор был сделан на евразийское партнерство, международные организации и традиционное противостояние с блоком НАТО.
Исходя из анализа, можно говорить о положительных тенденциях для России во внешней политике на данном этапе: спад внешней напряженности с участием нашей страны, «сглаживание углов» в традиционном противостоянии с западными партнерами, более мягкая риторика в сфере военной мощи.
В целом же, послание вызвало положительную реакцию экспертного сообщества и общества в целом. Выраженные президентом инициативы, предполагающие прогрессивные реформы, позволяют преодолеть возможные риски в политической системе страны как на данном этапе, так и в перспективе, а также обеспечить благоприятное развитие страны в ближайшие годы.
Татьяна Захарова:
— В Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года Президент России, как и в предыдущем Послании (февраль 2019 года), уделил первостепенное внимание внутренним социальным и экономическим проблемам. Первая часть выступления В.В. Путина была посвящена тем вопросам, которые волнуют население страны в первую очередь — демографии, поддержке молодых семей, преодолению бедности, образованию и здравоохранению.
Далее Президент перешел к экономическому положению России, указав на необходимость структурных изменений национальной экономики. Помимо налоговых и правовых вопросов, в своем обращении к предпринимательским кругам В.В. Путин затронул проблему социальной и экологической ответственности бизнеса, что, учитывая сегодняшнюю экологическую повестку дня, является немаловажным аспектом. Также Президент сделал акцент на внедрении в России новых технологий, инновациях, а также цифровой трансформации реального сектора экономики. Интересным в данной части выступления было предложение Президента по подготовке и реализации проекта «Доступный интернет».
Традиционно в Послании Федеральному Собранию Президентом формулируются приоритеты российской внешней политики. В Послании 2018 года В.В.Путин затронул как отношения с отдельными странами, например, с Китаем и США, так и актуальные на тот момент внешнеполитические проблемы, такие как выход США из ДРСМД и вопросы разоружения. В Послании 2020 года четко видна внутриполитическая ориентация, учитывая, что сфере внешней политики России Президент уделил небольшую часть своего выступления, сделав акцент на обороноспособности страны и укреплении сотрудничества «со всеми заинтересованными партнерами», отметив, что впервые «за всю историю существования ракетно-ядерного оружия, включая и советский период, и новейшее время, мы никого не догоняем, а наоборот, другим ведущим государствам мира ещё только предстоит создать оружие, которым уже обладает Россия».
В начале своего выступления В.В. Путин отметил, что «сегодня в нашем обществе чётко обозначился запрос на перемены», однако помимо ряда изменений в социальной и экономической сфере, население России в ближайшее время будут ждать изменения, касающиеся самого государственного устройства России. Президент отметил, что потенциал Конституции 1993 года не исчерпан, однако им был предложен ряд конституционных поправок. В первую очередь — это приоритет Конституции России в правовом пространстве нашей страны. Также Президент предложил повысить роль губернаторов регионов, которые, в свою очередь, входят в созданный в 2000 году Государственный совет. Согласно внесенному в Думу проекту поправок, задачей Государственного совета будет определение основных направлений внутренней и внешней политики России, а также приоритетных направлений социально-экономического развития государства.
Несмотря на предложенное Президентом расширение полномочий парламента, а именно — передача функции утверждения кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации, вице-премьеров и федеральных министров Государственной Думе, Президент исключил переход к парламентской республике и подчеркнул необходимость в сохранении президентской республики.
По всему пакету предложенных поправок в Конституцию предполагается голосование граждан России.
Лусине Мелконян:
— Ежегодное послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию состоялось 15 января текущего года. Президент затронул такие вопросы как повышение благосостояния россиян, проблемы демографии, обеспечение россиян качественным медицинским обслуживанием, предложил продлить и расширить программу материнского капитала, внедрить социальные контракты, были затронуты внешнеполитические вопросы и тема национальной безопасности.
В качестве одной из ключевых тем ежегодного послания Путина стоит назвать призыв к преодолению сложного демографического периода в стране. Путин предложил ввести ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет с 1 января 2020 года, поскольку по словам президента «демографическая ловушка в России хуже, чем в годы войны», а «судьба России зависит от того, сколько нас будет». Так, высшим приоритетом социальной политики президент РФ назвал сбережение и приумножение народа России. Для обеспечения реализации этой цели президент Владимир Путин предложил продлить программу материнского капитала до 31 дек 2026 года и выплачивать материнский капитал при рождении первого ребенка.
Путин призвал развивать университеты и вузы в регионах России, ежегодно увеличивать количество бюджетных мест в вузах, предоставлять студентам все необходимые знания, чтобы они смогли начать карьеру в регионах РФ.
Внешнеполитическая компонента послания российского лидера содержит призыв к пяти мировым державам, которые также являются странами-членами Совбеза ООН, чтобы те приложили усилия для устранения угрозы глобальной войны и осознали общую ответственность за сохранение и устойчивое развитие человечества.
Путин, таким образом, базирует стратегические задачи государства на моральных ценностях: «перед Россией стоят прорывные, исторические задачи, в их решении значим вклад каждого». По мнению Путина, успех можно определить «доброй волей к созиданию, к развитию, достижению самых смелых планов», а также трудом во имя «близких, детей и будущего, а значит ради величия России, ради достоинства ее граждан».
Как отмечает глава ВЦИОМ Федоров В.В., после послания Федеральному собранию наблюдается повышение рейтинга одобрения деятельности президента РФ Владимира Путина.
Егор Турков:
— Послание Президента В.В. Путина можно разделить на две части. Первый блок содержит нововведения, которые призваны значительно улучшить социальную сферу. Например, было предложено распространить выплаты материнского капитала на первого ребенка, обеспечить горячим питанием школьников, поддержать классных руководителей и т.д.
Второй блок содержит несколько новелл, которые существенно изменяют политическую систему в России. Усиление дифференциации властей, стремление Президента активизировать взаимодействие с гражданским обществом, выраженное в том числе в предложении провести всенародное голосование, несомненно, станут мощным толчком для развития демократии. Этот аспект послания крайне важен в условиях подготовки российских общества и государства к изменениям в политической элите страны, которые состоятся в 2021 и 2024 гг. Провозглашение главенства национального права над международными правом, а также запрет чиновникам иметь иностранное гражданство и вид на жительство свидетельствуют о двух изменениях в самовосприятии российской власти. Во-первых, о понимании возможности развиваться независимо от остальных политических игроков. Во-вторых, о стремлении продемонстрировать независимость населению России. Весь текст послания свидетельствует о готовности политической элиты укреплять взаимодействие с населением и готовить его к 2021 и 2024 гг. – важнейшим датам в первой четверти XXI в. для России.